При создании имитационных виртуальных реальностей речь идет действительно о разработке программ и технологий полноценной имитации различных действий или форм поведения (жизнедеятельности), внешне, психологически для человека ничем не отличающихся от соответствующих реальных действий или ситуаций. Но чтобы эффективно решать многие задачи, необязательно строго моделировать реальный мир и ощущения человека в нем. Это соображение, а также технические трудности, возникающие при имитации обычной реальности, подсказали исследователям другое решение – создать виртуальные миры, которые бы по отношению к миру обычному выступали как схемы. Подобные виртуальные реальности можно назвать условными. К прожективному классу виртуальных реальностей относятся все реальности, созданные, спроектированные исходя из некоторых идей. Это могут быть простые фантазии или, напротив, идеи, основанные на определенных знаниях или теориях. Важно не то, чтобы виртуальная реальность напоминала собой чувственный мир и реальные переживания человека в нем, а чтобы соответствующие идеи были воплощены, чтобы человек оказался в мире, отвечающем этим идеям, каким бы странным он при этом ни был. Пограничные виртуальные реальности представляют собой сочетание обычной реальности с виртуальной. Их создание позволяет «расширять сознание» специалиста, вооружая его «видением» и знаниями, которыми он актуально здесь и сейчас не может обладать.
Как один из видов виртуальной реальности Интернет обладает большинством из перечисленных здесь свойств. Для него характерно сюжетное программирование виртуальных событий, действие обратных связей, возможность для пользователя быть не только зрителем, но и актором, изменение виртуальной среды в ответ на активность пользователя, все основные виды виртуальной реальности, особая условность проживаемых событий. Событийность Интернета можно назвать «синтетической» в том смысле, что она задается пересечением разных семиотических и несемиотических средств: тексты-нарративы, условные символы, графические и иконические изображения, экран, техническое устройство (машина), ВР-технологии и прочее.
Использование понятия «кибернетическое пространство» видится не совсем удачным с учетом его достаточно широкой трактовки. Исходя из понимания кибернетики (от греч. – искусство управления) как науки об управлении, связи и переработке информации, Интернет следует рассматривать как абстрактную кибернетическую систему, вне зависимости от материальной природы. Таким образом, указанный термин не отражает ни форму передаваемой информации, ни передающих субъектов.
Иное определение понятию Интернет дано В.П. Талимончик: «Интернет – комплексный предмет правового регулирования, объединяющий разнообразные общественные отношения в единой социально-технической системе, созданной в процессе развития глобальной компьютерной сети и предназначенной для осуществления массовой информации и коммуникации»*(125). Признавая достоинства данной формулировки, все же нельзя согласиться с определением Интернета только как совокупности общественных отношений, так как в этом случае один аспект – социальный – подменяет собой все явление, носящее социально-технический характер.
Проводя аналогию между Интернетом и телефонной сетью (как Интернет, так и телефонная сеть являются сетями электросвязи*(126)), С.В. Петровский справедливо отмечает, что «вряд ли можно признать телефонную сеть предметом правового регулирования, объединяющим общественные отношения в телефонной сети»*(127). Таким образом, исходя из понимания правовой природы Интернета как объекта правового регулирования, представляется более правильным рассматривать Интернет как техническую систему, но с учетом социального аспекта данного явления, а общественные отношения, возникающие в процессе функционирования данной сети, в качестве предмета правового регулирования соответствующих норм права.
1st Май 2011
|
Теги:
|