В юридической литературе представлен ряд дефиниций Интернета, среди которых доминирует определение Интернета в качестве компьютерной или информационной сети, единого информационного, виртуального пространства, киберпространства, в котором протекают глобальные процессы социальных коммуникаций. В связи с этим необходимо рассмотреть категории «виртуальность», «виртуальная среда», «киберпространство» и сопоставить их с теми информационными процессами, которые протекают в глобальной телекоммуникационной сети Интернет.
Понятие виртуальности в последнее время широко используется как самостоятельно, так и в различных сочетаниях (виртуальная свадьба, офис и т.п.).
Сложность явления вызвала разные точки зрения на проблему виртуальности или виртуальной реальности, которые могут быть поделены в самом общем виде на три группы. К первой группе можно отнести понимание термина «виртуальность» как синонима потенциальной возможности либо, в отрицательном смысле, иллюзорности, близкое к буквальному значению латинского слова virtus – сила, способность, могущий*(122).
Ко второй группе относится точка зрения на виртуальность как термин, во многом синонимичный термину «электронный», «компьютерный». В этом смысле говорят о виртуальной библиотеке, музее, экскурсии, представительстве и других аналогах организаций, предоставляющих информацию в электронном виде по каналам электросвязи (сети Интернет, локальной сети и т.д.).
К третьей группе относится подход к виртуальности как к совокупности программно-технических средств имитации пространства и поведения в нем субъектов, создания у человека иллюзии нахождения в моделируемом компьютером пространстве. Иными словами, под виртуальностью подразумевается трехмерное, компьютером генерируемое, имитационное окружение, предъявляемое пользователю в реальном времени его поведения. Такая трактовка виртуальности, по мнению С.В. Петровского, получила поддержку в массовой и, прежде всего, молодежной культуре. С данных позиций компьютерная виртуальная реальность – созданная искусственными средствами аудиовизуальная (и воздействующая на иные органы восприятия, т.е. расширяющая сферу своего воздействия) смысловая среда, которая выдается или принимается субъектом ее воздействия за подлинную или близкую к подлинной*(123).
Исследуя данные понятия термина «виртуальность», С.В. Петровский пришел к выводу, что употребление термина «виртуальное пространство», «виртуальная среда» представляется не совсем верным. Основанием для такого вывода послужил тот факт, что в Интернете происходит обмен в основном документами, содержащими текстовую и графическую информацию, тогда как технология виртуальной реальности подразумевает обмен видеоинформацией о действиях субъектов в моделируемом компьютером пространстве. Соответственно, с технической точки зрения, в Интернете на сегодняшний момент невозможно массовое распространение виртуальной реальности и создание единого виртуального пространства.
Данная точка зрения представляется правильной только в контексте третьего подхода к понятию виртуальность, однако существуют и другие подходы, указанные выше. Вывод о том, что данный подход получил распространение в массовой культуре и, особенно, в молодежной культуре, носит субъективный характер, а кроме того, не означает приоритета данного понимания виртуальности по отношению к другим.
Обычно виртуальную реальность понимают как компьютерную имитацию обычного мира, обычных впечатлений и переживаний от событий этого мира. Очевидно, что это всего лишь один из видов виртуальных реальностей. По основным областям употребления и в эпистемологическом (а также семиотическом) отношении виртуальные реальности, по мнению В.М. Розина*(124), могут быть разбиты на четыре основных типа: имитационные, условные, прожективные и пограничные.
1st Май 2011
|
Теги:
|