Таким образом, представляется возможным вывести следующую формулу правовой культуры личности:
Информационно-ценностные
ориентации личности
ПК (правовая культура личности) = ————————————–
Деятельность по их реализации
и ее результаты
Для оценки правовой культуры личности как структурирующего элемента общей правовой культуры необходимо анализировать не только ее поведенческий аспект, но и социально-психологический аспект – потребность, интерес, установку, цель и т.д., лежащие в основе реализации прав и обязанностей личности. В данном случае представляется необходимым обратить внимание на анализ такой правовой категории, как «правовая установка». Именно она выступает как ключевой элемент, определяющий сущность отношения к праву, и является связующим звеном между правосознанием человека и его социально-правовой активностью, напрямую зависящей от уровня развития его правовой культуры.
Правовая установка – это особое состояние психологического склада личности, предрасполагающее к определенной активности исходя из позиций потребности и личного интереса*(82). Она возникает на основе социальной потребности и ситуации для удовлетворения предрасположенности субъекта каким-либо образом реагировать на различные явления правовой действительности, а также склонность или готовность его к совершению конкретных, юридически значимых действий.
Природа правовой установки, уровень ее вероятности находится в зависимости от соотношения составляющих ее элементов. Сущность установки в правовой сфере определяется в наиболее общем виде как предрасположенность личности к восприятию определенной нормы права, его оценке, готовность к совершению действия, имеющего юридическое значение, или как возможность, вероятность того или иного варианта поведения в сфере правового регулирования.
В механизме формирования правовых установок под воздействием социальных факторов большая роль отводится процессу объективации.
Объективация понимается в психологии как процесс, который возникает у субъекта, встретившего «препятствие» при деятельном удовлетворении потребности и вынужденного поэтому превратить свою деятельность в предмет сознательного рассмотрения в целях ее совершенствования. Объективация и «включает» механизм сознательного регулирования поведения человека. В том случае, когда «препятствий» нет, поведенческий акт может совершаться и без существенного влияния сознания. В условиях правовой жизни индивида таким препятствием может служить правовая норма. В случае принятия индивидом норм происходит смена фиксированной установки, обеспечивающая общественно одобряемое поведение.
Описанная схема позволяет увидеть два способа регуляции поведения индивида. Во-первых, возможно воздействие на поведение посредством изменения среды, которое влечет за собой смену индивидуальных потребностей и установок; во-вторых, возможно формирование установки путем воздействия на мышление. Второй способ во многом адекватен первому, с той лишь разницей, что он осуществляет первый в идеальном виде.
Тот след, который оставляет правовая норма в психической структуре индивида, выступает, прежде всего, как установка. Этим отнюдь не умаляется значимость сознательных процессов (в частности, использования знаний о требованиях общества) при принятии решения*(83).
Таким образом, процесс формирования правовых установок реализуется в познавательной активности личности. В дальнейшем этот процесс неразрывно связан с проблемами анализа правосознания, правомерного поведения и социально-правовой активности. Следствием этой взаимосвязи является вероятность правомерного поведения. Таким образом, правовая установка личности – это не только регулятор поведения, но и важный элемент, включаемый в социально-психологический аспект правовой культуры личности.
1st Май 2011
|
Теги:
|