Заключение
Правовая культура представляет собой сложное системное образование, которое является целостным сочетанием отдельных элементов, каждый из которых упорядоченно связан друг с другом.
В настоящее время в юридической науке сложился ряд методологических подходов к исследованию правовой культуры. Среди них значительное распространение получили семиотическая концепция культуры, аксиологический, функциональный, деятельностный и иные подходы к пониманию правовой культуры.
Многообразие различных подходов к определению правовой культуры правомерно. Однако те или иные авторы при разных подходах зачастую абсолютизируют отдельные аспекты правовой культуры.
На наш взгляд, нельзя сводить правовую культуру лишь к системе правовых ценностей, деятельности, какому-либо иному элементу, так как, оставляя в стороне или преуменьшая значение при ее определениях других структурных элементов, познание сущности правовой культуры будет неполным. В связи с чем представляется целесообразным создание интегрированного подхода к пониманию правовой культуры на основе ее структурного анализа, который бы стал методологической основой для анализа всех проявлений правовой культуры.
Данное положение подтверждается наблюдающимся взаимным сближением, обогащением рассматриваемых концепций, хотя и они продолжают самостоятельное существование.
Представляется возможным дать следующее определение правовой культуры: это совокупность материальных и духовных достижений в правовой жизни общества.
Правовая культура представляет собой сложное системное образование, которое является целостным сочетанием отдельных элементов, каждый из которых упорядоченно связан друг с другом. Анализ различных точек зрения теоретиков права позволил выделить в ее структуре следующие компоненты: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов, государственно-правовые институты, юридическую науку, юридические акты.
Фундаментом общей концепции правовой культуры является правовая культура личности, т.е. информационно-ценностные ориентации личности в правовой сфере, выражающиеся на практике как стиль деятельности. При этом правовая культура личности необходима как предпосылка и созидательное начало правового состояния общества. И вместе с тем это степень и характер развития самой личности, которое находит свое выражение в уровне ее правосознания и правой активности.
Различие в характеристиках правовой культуры личности позволяет классифицировать последнюю по типам и уровням. Однако подобные классификации нельзя абсолютизировать, так как в реальной жизни грани между рассмотренными выше уровнями и типами правовой культуры личности не всегда очевидны.
Предложенная автором модель правовой культуры личности основана на представлении о последней как о совокупности взаимосвязанных элементов: информационного, отражающего степень выражения знания граждан о своих правах и свободах; деятельностного, выражающегося через степень активности и реактивности граждан (степень прочности правопорядка), направленность граждан на субъект, осуществляющий защиту их прав и свобод, а также ресурсы деятельности по защите прав и свобод.
Указанные элементы правовой культуры имеют количественные характеристики, анализ которых позволяет выделить три типа правовой культуры граждан: гражданский, подданнический и переходный.
Гражданский тип характеризуется высокой степенью правовой просвещенности, использованием специальных источников информации о своих правах и свободах, активными действиями и значительной активностью и реактивностью в правовом поведении. Под реактивностью понимаются ответные реакции на нарушение прав и свобод граждан. В оценочном аспекте гражданскому типу присуще отношение к правозащитным и судебным системам как значимым инструментам, несмотря на имеющиеся недостатки.
1st Май 2011
|
Теги:
|