Тихоновой Н.Е. в результате сопоставления комплекса критериев были выделены следующие слои современного российского общества: нищие (9%), бедные (10%), малообеспеченные (25%), среднеобеспеченные (34%), обеспеченные (12%), состоятельные (10%). Если среди внешних факторов важнейшим водоразделом, отделяющим относительно благополучную и неблагополучную части населения, стали работа в государственном секторе экономики, а также занятие разными формами индивидуальной трудовой деятельности, то среди личностных характеристик на одном из первых мест оказался возраст. Старшее поколение в массе своей скатилось по статусной лестнице вниз, а поколение сорокалетних с трудом удержалось на завоеванных позициях. В более выгодном положении оказалась молодежь, которая в силу вступления в трудовую жизнь уже в ходе реформ «использовала представившийся ей шанс на восходящую мобильность»*(74).
Негативные социальные последствия реформ нашли отражение в диспропорциональной социальной структуре российского общества, которая «в корне отличается от типа социальной структуры, характерной для современных и стабильных обществ западноевропейских и североамериканских стран»*(75).
«Социальная структура России»
«Типичная социальная структура 17 стран Европы и Северной Америки»
Материальное неблагополучие большей части российского общества создает неблагоприятную основу для формирования правовой культуры личности, ее развития. Подобная ситуация не позволяет также активно использовать технологические средства формирующегося информационного общества, в том числе Интернет, в качестве одного из инструментов развития правовой культуры личности. Это объясняется тем, что доступ к технологии, навыки ее использования требуют наличия определенных материальных ресурсов и личностной активности.
Что касается традиционной российской ментальности, то она отражает глубокий пласт общественного сознания и выражает морфологию на генетическом, архетипическом уровне, прежде всего внепозитивные, образные, символические образы правовой культуры*(76). Как отмечает В.Н. Синюков, ментальность – это «своего рода умственный и духовный строй народа, его духовная инварианта. Ментальность отражает фундаментальные устойчивые структуры сознания, которые как бы образуют костяк, остов правовой культуры, неизменный во времени, выступающий глубинным регулятором поведения и даже – бытия человека в мире»*(77).
Одной из черт российской ментальности является неуважение к закону, что нередко объясняется характером власти в России: и в прошлом, и особенно в настоящем она руководствуется не законом, но собственным произволом. Объяснение верное, но недостаточное. Если власть беззаконна, для так называемых «обычных» людей естественно объединяться в противостоянии этому беззаконию, пытаться заставить власть соблюдать закон.
Правовой нигилизм представляет собой составную часть нигилистической ментальности, основанием которой выступает отчуждение к праву, свойственное как государственной власти, так и народным массам. Как справедливо отмечает Д.Н. Вороненков, «правовой нигилизм вошел в кровь и плоть народа, проявляясь не столько в нарушении народными массами права, сколько в незнании его и пренебрежении им»*(78). Кроме того, указанный автор выделяет наиболее характерные особенности современного правового нигилизма:
1) его подчеркнуто демонстративный, волевой, агрессивный и неконтролируемый характер;
2) глобальность, массовость, широкое распространение не только среди граждан, социальных групп, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных органах власти;
1st Май 2011
|
Теги:
|