Множество всех начертаний одного шрифта называется гарнитурой. Если
шрифт представлен единственным начертанием, термин «гарнитура» по
отношению к нему обычно не используют.
Все шрифты можно разделить на две большие категории:
? алфавитно-цифровые, содержащие национальные символы тех или иных
языков;
? наборы специальных символов (например, математических, химических,
картографических) или пиктограмм.
В дальнейшем мы будем обсуждать лишь шрифты первой группы, причем
только те, которые содержат буквы латинского и русского алфавитов.
Каждый знак любого шрифта представляет собой совокупность ряда
штрихов. Так, например, различают основные и соединительные штрихи.
К основным (называемым иначе штамбами или стойками) относятся
доминирующие вертикальные или наклонные, направленные слева сверху вправо
вниз элементы рисунка знаков. Соединительные штрихи— это, в первую
очередь, горизонтальные, а также наклонные, но направленные слева снизу
вправо вверх (и, как правило, существенно более тонкие) линии. В ряде
шрифтов (в частности, в том, которым набрана эта книга) знаки имеют
засечки— короткие штрихи, венчающие штамбы. Засечки в большинстве случаев
перпендикулярны основным штрихам.
Все необозримое множество современных алфавитно-цифровых шрифтов
можно подразделить на три большие группы:
П шрифты с засечками (антиква)’,
П шрифты без засечек (рубленые, или гротески);
П декоративные, к которым относятся разнообразные стилизации под
старину, шрифты, украшенные всевозможными орнаментами и эффектами, а
также шрифты, имитирующие рукописные.
148
Часть I. Технологические основы
Кроме того, шрифты можно классифицировать по признаку ширины знаков.
В подавляющем большинстве шрифтов ширина знаков варьируется от знака к
знаку (такие шрифты называются пропорциональными), но существует
подкласс моноширинных шрифтов, предназначающихся, например, для
оформления фрагментов кода программ или просто имитирующих набор на
пишущей машинке.
Перечислим еще некоторые важные характеристики шрифта:
? контрастность— соотношение толщин основных и соединительных
штрихов знака (это один из отличительных признаков, характеризующих
гарнитуру в целом);
? насыщенность — отношение толщины основного штриха к высоте знака
(в одной гарнитуре может быть несколько начертаний, различающихся по
насыщенности).
Говоря о начертаниях шрифта, целесообразно подразделить все множество
начертаний на несколько групп.
? По характеру наклона: прямое, наклонное, курсивное. Важно отметить, что
наклонное и курсивное начертания — это не одно и то же. Наклонное
начертание, грубо говоря, является просто слегка «перекошенным» вправо
основным начертанием шрифта. Курсивное же начертание существенно
отличается от основного по стилю, являясь более округлым,
приближенным к рукописному.
П По насыщенности: светлое, нормальное, полужирное, жирное,
сверхжирное. В светлом начертании толщина штрихов даже меньше, чем в
основном начертании, а семейство жирных начертаний представляет шрифт с
различными степенями увеличения насыщенности. Как правило, светлое,
жирное и сверхжирное начертания имеют лишь рубленые шрифты, да и то
далеко не все. Шрифты с засечками в большинстве своем ограничиваются
лишь нормальным и полужирным начертаниями.
П По плотности: сжатое, нормальное, растянутое. Сжатое и растянутое
начертания при их отсутствии в гарнитуре не следует пытаться получить
при помощи механического изменения ширины знаков (к примеру, при
создании шрифтовых композиций в графическом редакторе) — при этом
неизбежно теряются пропорции, изменяется контрастность шрифта.
? Специальное начертание: капитель. Под капителью понимается
использование заглавных букв, имеющих высоту и выполняющих роль строчных,
в сочетании с обычными заглавными буквами. Такое начертание также не
стоит получать механической подстановкой заглавных бук^в меньшего
кегля в качестве строчных— у знаков в капители совсем другие
пропорции.
Глава 3.
5th Фев 2011
|
Теги:
|