). Это, разумеется, шло
наперекор официальным рекомендациям W3C и являлось злостным
нарушением идеологии структурной разметки.
Чтобы как-то повлиять на ситуацию и привести к общему знаменателю
порочные инициативы Netscape и Microsoft, в 1997 г. W3C в спешке, под
существенным нажимом Microsoft, утвердил рекомендацию HTML 3.2,
вобравшую в себя, что называется, «по факту» введенные в оборот участниками
состязания элементы визуального форматирования, но в то же время по-
прежнему предполагавшую вольность их интерпретации агентами
пользователя.
Эта временная мера не сильно помогла— браузеры Netscape Navigator и
Microsoft Internet Explorer по-прежнему изобиловали множеством
расширений — индивидуальных элементов HTML, никак не представленных в
официальном DTD, и по мере развития этих программ несовместимости только
продолжали накапливаться.
Поскольку рынком была продиктована потребность приблизить внешний вид
веб-страниц к облику полос глянцевых журналов, возникла нелепая традиция
верстать шаблоны страниц при помощи таблиц (см. главу 5), ибо в HTML не
существовало более изящного и логически состоятельного механизма для
взаимного позиционирования частей содержимого.
В результате всего этого работа HTML-кодеров к середине— концу
1990-х гг. свелась, по сути, к сизифову труду — им приходилось долгие часы
биться над каждым сколько-либо сложным макетом сайта, чтобы обеспечить
более-менее предсказуемый внешний вид страниц в нескольких
распространенных на тот момент браузерах при отсутствии каких бы то ни было
гарантий совместимости с последующими их версиями, а также с уже
существовавшими пользовательскими агентами, в которых работа сайта не была явно
протестирована.
68
Часть I. Технологические основы
Этот беспредел, разумеется, не мог продолжаться вечно, и в 1996 г.
Консорциумом W3C была утверждена спецификация CSS (Cascading Style Sheets,
каскадные листы стилей).
Каскадные листы стилей отделены от содержания веб-страниц и потому не
вредят внутренней логике последних. К тому же они, в отличие от
встроенных в HTML возможностей визуального форматирования, явно
предписывают агенту пользователя, каким образом должны интерпретироваться те или
иные свойства. Полузабытый принцип разделения содержания и
представления, заложенный разработчиками SGML, стал возрождаться.
Настоящее и будущее веб-технологий
Любой технологии, однако, нужны многие годы на обкатку. Первая версия
CSS, CSS level 1 (или, кратко, CSS1) оказалась почти не замеченной
разработчиками, ибо не смогла заменить собой все визуальные средства,
насильственно втиснутые в HTML. К тому же, качество поддержки CSS в браузерах
тех лет не выдерживало никакой критики.
Спецификация CSS2, утвержденная в качестве официальной рекомендации в
1998 г., обладает намного более серьезными возможностями. Ее конек—
существенно усовершенствованная блочная модель, позволяющая представить
любую веб-страницу как набор прямоугольных областей с различными
свойствами и тем самым избавиться от верстки шаблонов страниц с помощью
таблиц. Кроме того, CSS2 позволяет определять индивидуальные и
прозрачные для пользователя правила представления информации для различных
сред и устройств вывода (в частности, для экрана настольного компьютера
или ноутбука, для меньшего по размерам экрана «наладонника» или
смартфона, для речевых браузеров, для механических строк Брайля, для принтера
и т. д.).
В 1997 г. официальной рекомендацией W3C становится HTML версии 4.0,
явившийся плодом множества компромиссов. Данная версия вобрала в себя
все визуальные возможности HTML 3.2, но в большинстве своем они были
провозглашены не рекомендованными к использованию (deprecated).
HTML 4 — это, по сути, не один стандарт, а целых три. Иначе говоря, в
рамках HTML 4 определяются 3 типа документов: Strict (строгий,
предписывающий четкое соблюдение идеологии структурной, логической разметки и
подразумевающий отказ от большинства возможностей визуального
представления данных), Transitional (переходный, намного более либеральный,
оставляющий право пользоваться сомнительным наследием эпохи HTML 3.2)
и Frameset (предназначенный для страниц, использующих фреймы —
слабоактуальную ныне придумку компании Netscape, позволяющую поделить окно
браузера на несколько фрагментов с тем, чтобы отображать в каждом из них
Глава 2.
5th Фев 2011
|
Теги:
|